За облаками

Размещён 08.11.2017

Автор Алексей

Категория Статьи

Сегодня я летал за облака. Так получилось, что за 9 лет полетов это почти первый мой заоблачный полет. «Почти» - потому, что до этого я уже летал пару раз над не сплошной облачностью, летал пару раз над туманами, один из которых был очень толстый (метров 80) и плотный почти как облако. Один раз зимой в облачности, у меня успел появиться иней на стропах. Но все эти полеты были какими-то недо…
А в этот раз все было сделано чисто. По классической схеме.
На дворе 6 ноября. Для обычных полетов день был довольно бесперспективный. Сплошной облачный слой. Самара уже несколько дней не видела солнца. Температура около ноля. Все листья облетели, краски поблекли. Природа уже подготовилась к зиме.
Однако, на взлетной площадке оживление. 8 крыльев. Не каждый летний вечер столько народу. У всех одна цель – полет над облаками. Благо осадков не обещают и взлетная площадка сухая, что позволяет не испачкать крыло. Не маловажный фактор - низкая нижняя граница облачности. Но где её верхняя граница? Есть специальные прогнозы на этот счет, но для меня в тот день это было загадкой.
Я приехал на поле позже остальных и когда был уже готов взлетать, на посадку зашел стартовавший первым Дима. Все его крыло мокрое, со строп стряхиваются капли воды. На разных поверхностях установки и одежде присутствует даже лед. Его вердикт не утешителен. Набрал 900. Просветов в облаках не увидел. Обледенел. Замерз. Принял решение возвращаться.
Энтузиазма поубавилось, но раз собрался, надо пробовать.
Взлетаю.
Воздух плотный. Скороподъемность по моим меркам неплохая (2 м/с). Быстро подхожу к нижней кромке облаков. Она находится на 500 метрах. На 550 перестаю различать землю. Видимость в облаке не более 50 метров. Практически сразу рукава и перчатки покрываются слоем мокрого льда. Что же будет такими темпами, когда я наберу 1200? Именно такую планку я поставил себе, чтобы хотя бы попытаться пробить сегодня облачность. А если на этой высоте облака не кончатся и мне придется сразу спускаться в этой сырости, не просохнув на солнышке.
Как это все влияет на крыло не известно, но точно не улучшает его летные характеристики. Где граница? Сколько можно так лететь на мокром крыле? Воображение рисует катастрофические картины. А может 1200 это я лишканул? Ладно, Дима же долетел до 900 метров. И его крыло выдержало. Значит и я долечу, а там посмотрим. Но крылья у всех разные…
Набираю довольно резво. В облаке никакой турбулентности. Высота 850. Кажется, серое облако сверху начинает голубеть. Ну точно. Это чистое небо. Круглый просвет. 900 метров и я выхожу из облачной ямки на верхнюю границу сплошной облачности. Верхняя образующая почти совсем ровная состоит из крупных нечетких волн. Как Дима умудрился не долететь? Как потом выяснилось, у него что-то с высотомером.
Надо мной есть еще один слой облаков. Но он не сплошной. Я вижу солнце, и оно греет меня и сушит крыло. Вообще-то я ожидал большей рельефности от облаков сверху. Но все равно, красиво! Как же много значит для человека солнце. Возникает ощущение праздничности и торжественности.
Метрах в 300 замечаю Романа. А это я удачно заехал. Впечатления и воспоминания это в нашем деле самое главное конечно, но, если они еще и подкреплены хорошо сделанными фотографиями - вообще отлично. Лечу ему наперерез, чтобы попозировать. Наверняка он с фотоаппаратом. А мое крыло на фоне облаков точно не оставит его равнодушным. :) В итоге я оказываюсь прав. Встреча выливается в небольшую взаимную фотосессию.
Смотрю на прибор и вижу личный рекорд по высоте – 1300 метров. Скромно, но если бы не облака, на такой высоте мне делать нечего. Не очень интересно.
Однако у меня изрядно замерзли руки с фотоаппаратом, да еще в мокрых перчатках. Я понятия не имею какая на этой высоте температура сейчас. Боюсь отморозить пальцы. Нужно возвращаться.
Не хочется покидать этот эфирный мир. В буквальном смысле параллельный мир. В этом полете было много отвлекающих факторов и мало времени. Видимо поэтому мне не случилось войти в свое любимое медитативное состояние. Но это место подходит для медитаций как нельзя лучше. Сплошной облачный слой формирует поверхность. Высота не чувствуется. Ты летишь не высоко, над бескрайней заснеженной равниной. Может я перенесся в Антарктиду, а может на другую планету? Сначала я был слегка разочарован, что надо мной был еще один слой облаков и хотел даже забраться выше него. Но быстро понял, что в этом нет необходимости. Солнце он от меня не скрывал. А с облачками над головой было даже красивее и фотогеничнее.
Найдя в облаках ямку поглубже, я начал спуск. А вдруг двигатель заглохнет в облаке, а я не вижу куда нужно спланировать и лечу в противоположенном направлении? Вдруг я снижаюсь над Волгой? А вдруг я не разминусь в облаке с самолетом или что вероятнее с одним из товарищей? По пути вниз все намокает еще сильнее. Наверное, толком не просохло наверху.
На 550 метрах сквозь облака начинаю различать берег Волги. Ничего себе меня сдуло! Впрочем, ничего удивительного. Наверху моя скорость по ветру доходила до 78 км/ч. Еще несколько секунд и Волжский берег оказывается границей пашни. Но сдуло меня все равно прилично, только в противоположную сторону.
Контраст между верхним и нижним миром просто режет глаз. Тут все мрачно, серо, уныло. Все в одной тональности. Вода в озере, поле, камыш, деревья, памятники на Рубежном кладбище – все практически одного серо-бурого цвета. Один палец на левой руке сильно замерз, ничего не чувствует. Приходиться разминать его. Он начинает болеть. Подлетаю к взлетной площадке. Я в воздухе всего 40 минут. Но, после заоблачных красот, летать тут мне совсем не хочется. Иду на посадку.
Отличное впечатление. А ведь я еще раздумывал, глядя в окно, стоит ли ехать на полеты в такую невзрачную погоду.
На земле выясняется, что Михаил тоже не пробил облачность и раздумывает насчет второй попытки, но сомневается. Стараюсь как можно красноречивее развеять все его сомнения, рассказываю про границы облачности. Запускаю его. Через полчаса он приземляется и аж светится от восторга.
Основное, качественное отличие этого полета от моих предыдущих облачных опытов, и главное впечатление, пожалуй, заключается именно в преодолении этой сплошной облачной границы. Преодолении границы из неизвестности и своих сомнений. Именно эта материально-психологическая граница даёт тот потрясающий контраст и нереальность ощущений в заоблачном мире.
P.S. Ощущения будут еще круче, если не пользоваться GPS и всякими приборами. :)